Описание образовательной программы с приложением ее копии

Презентация основной образовательной программы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Агинский детский сад  № 2 «Золотой Ключик»

Основная образовательная  программа дошкольного образования МКДОУ Агинский детский сад №2 «Золотой ключик» разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2014 год).

Возрастные и индивидуальные особенности детей.

Основная образовательная программа  охватывает возраст детей от 1.6 года до 7 лет.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

— создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

— на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В основе реализации основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей;
  • обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Содержание Программы охватывает следующие образовательные области:

— социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие   предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие    включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Виды деятельности в ДОУ для детей дошкольного возраста:

-Игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

-Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

-Восприятие художественной литературы и фольклора;

-Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

-Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

-Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

-Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

-Двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержание Программы  отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

— предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

— характер взаимодействия со взрослыми;

— характер взаимодействия с другими детьми;

— система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Структура основной образовательной программы

Основная образовательная  программа дошкольного образования МКДОУ Агинский детский сад №2 «Золотой ключик» в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела (целевой, содержательный, организационный).

Каждый из основных разделов  включает обязательную часть (на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы») и часть, формируемая участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика организации и приоритетные направления работы.

В соответствии с ФГОС ДО структура ООП ДО включает следующие структурные элементы:

  1. Целевой раздел.

Пояснительная записка.

1.1.  Цели и задачи программы

1.2.Принципы и подходы к формированию программы

1.3.Планируемые результаты освоения ООП ДО.

  1. Организационный раздел.

2.1.Материально – техническое обеспечение программы

2.2.Организация режимных моментов

2.3.Организация образовательной деятельности в режимных моментах

2.4.Особенности организации предметно – пространственной среды

  1. Содержательный раздел.

3.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.

3.2. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

Каждый из трех основных разделов ООП ДО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

1.Целевой раздел

В данном разделе раскрываются:

  • цели и задачи реализации ООП ДО;
  • принципы и подходы к формированию ООП ДО;
  • значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.

Подраздел «Цели и задачи» в обязательной части ООП ДО соответствуют целям и задачам примерной программы, которые дополняются и конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобразием ДОУ, наличием приоритетных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содержит указание на используемые примерную и парциальные образовательные программы и принципы, по которым формируется ООП.

В подразделе «Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики» представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об организации и возрастных группах ДОО, особенности детей, которые воспитываются в организации, а также информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.

Планируемые результаты освоения ООП ДО.

   Эта часть ООП ДО составлена на основе соответствующего раздела примерной программы «От рождения до школы» (обязательная часть)  и дополнена описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений

2.Организационный раздел.

Организационный раздел составлен с опорой на материалы Примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации.

Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях

реализуется ООП ДО. В этом разделе представлены:

  • режим дня;
  • традиционные для ДОУ события, праздники, мероприятия;
  • особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
  • требования к материально-техническим условиям реализации ООП (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания).

3.Содержательный раздел

Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

Это соответствие разделу «Психолого-педагогические условия реализации программы» примерной программы «От рождения до школы» и дополняется вариативной частью.

В соответствии с ФГОС, в этой части представлены:

  • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
  • способы и направления поддержки детской инициативы;
  • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Основными формами совместной деятельности педагогов и родителей по реализации основной образовательной программы являются следующие:
— подготовка и проведение совместных праздников и досугов, предполагающие совместные выступления детей и родителей, участие в конкурсах;
— проведение разнообразных встреч с родителями и представителями старшего поколения;
— привлечение родителей к участию в детских познавательно-исследовательских и творческих проектах.

Содержание психолого-педагогической работы.

Содержание психолого-педагогической работы изложено по пяти образовательным областям:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Данный раздел ООП ДО выстроен на основе Примерной программы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополнен материалами, направленными на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений.

В части, формируемой участниками образовательных отношений,  представлены выбранные и/или парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, а также методики и формы организации образовательной работы.

В соответствии с ФГОС, данная часть ООП ДО  учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:

  • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • выбор  парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
  • сложившиеся традиции организации и групп.

МКДОУ Агинский детский сад №2 «Золотой ключик» создает и применяет на практике модель дошкольного образовательного учреждения, ориентированного на региональный компонент своего края. В части,   формируемой участниками образовательных отношений,  представлены  разработанные педагогами  МКДОУ Агинский детский сад №2 «Золотой ключик»  и направленные на развитие детей программы дополнительной работы  (по интересам) «Эколята дошколята», «Волонтерское движение Добрята», которые расширяют и углубляют основное образовательное содержание и Это позволяет удовлетворить разнообразные образовательные  потребности современной  семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал регионального компонента.

Основная образовательная программа МКДОУ Агинский детский сад № 2 Золотой ключик

Приложение к образовательной программе

Аннотация к адаптированной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Данная Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико- грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Программа обеспечивает функцию доступности образования для каждого ребенка вне зависимости от его особенностей. Она обеспечивает становление и социализацию личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на реализацию его потребностей, исходя из индивидуальных особенностей.

Программа составлена с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования составленной на основе программы «От рождения до школы» и примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи Н.В. Нищевой.

Программа предназначена для коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей 5 – 7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Цель Программы – формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизирование слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие связной речи, способствование развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования.

В процессе коррекционного обучения детей решаются следующие задачи:

  • создавать условия для усвоения ООП ДОУ для детей с ОВЗ;
  • Разрабатывать индивидуальные образовательные направления для детей с ОВЗ на основе углубленной педагогической и диагностики;
  • обеспечивать эффективность процессов коррекции и социализации детей с ОВЗ в системе образования;
  • способствовать овладению воспитанниками практическими нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии

с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры; воспитывать артикуляционные навыки, звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

  • организовать эффективные условия, обеспечивающие механизм компенсации речевого недоразвития у детей; способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;
  • формировать компоненты устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
  • формировать навыки учебной деятельности;
  • осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.

В содержании Программы предлагается система взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей. Эта система координирует деятельность всех специалистов.

В Программе подробно описаны особенности организации педагогического процесса в работе с детьми с ТНР, а также их социализации с учетом их индивидуальных особенностей и характера заболевания.

Педагогическая направленность работы предполагает развитие игровой, мыслительной деятельности, развитие речи и расширение знаний об общей картине мира, освоение определенных знаний и умений с ориентиром на возрастные особенности детей.

Программа раскрывает возможные формы работы с семьей в условиях дошкольного образования. Роль семьи заключается в системной и целенаправленной помощи ребенку, взаимодействии ее со всеми участниками педагогического процесса.

Программа предполагает развитие познавательной и образовательной деятельности детей с ОВЗ, результаты которой исследуются на основе мониторинга.

Для реализации Программы предполагается наличие условий обучения детей с ОВЗ в условиях группы общеразвивающего вида.

Адаптированная программа к образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи